После резни в Норвегии, когда на прошлой неделе в Осло прогремел взрыв в правительственном квартале, а позже правый экстремист - гражданин Норвегии Андерс Беринг-Брейвик приехал на остров Утейя и расстрелял около 100 человек, озабоченность, что у него будут последователи, появилась и в других странах. Латвия - не исключение.
Как пишет газета "Вести сегодня", троим экспертам был задан вопрос - могут ли трагедии, подобные норвежской, случиться и в Латвии. Хосам Абу Мери, доктор, ливанец: «Я до сих пор в шоке от трагедии Норвегии, от того, что подобное могло произойти в толерантном и открытом государстве. Весь мир живет в постоянной угрозе терроризма, но это не значит, что нужно начать очень бояться, ведь именно такова и есть цель террористов - устрашать и уничтожать. Самая большая проблема Латвии в том, что у людей почти нет информации о людях других национальностей или религиозных убеждений. По этой причине некоторым политикам очень легко манипулировать страхом людей, убеждая их, что все иммигранты плохие и хотят отнять традиции и ценности. Уже сейчас видно, что политики начали предвыборные кампании и некоторые даже пытаются использовать трагедию Норвегии, чтобы приспособить ее к своим политическим взглядам. Нельзя искать оправдания таким террористическим актам. У Латвии есть все возможности развиться в очень толерантную страну. Это не означает, что страна автоматически приняла бы всех иммигрантов, но общество стало бы более терпимым к людям с другим цветом кожи, с иными религиозными убеждениями».
Андрей Бердников, исследователь Института социальных и политических исследований: «Я сомневаюсь, что в Латвии может повториться такая трагедия, как в Норвегии, так как страны по своему менталитету совершенно разные. Норвегия очень открытая, толерантная и очень привлекательна для иммигрантов. Это логично, что в стране появятся и какие-то радикально противоположные силы, но в Латвии ситуация иная. Мы маленькая страна, которая сейчас не так сильно развита и не приятна для ищущих работу или убежище, поэтому такие нападения больше касаются крупных европейских стран».
Анхелита Каменска, представитель Латвийского Центра по правам человека: «Ни одна страна не застрахована от подобных событий, но в Латвии нет радикальных проявлений такого угрожающего уровня. Факторов, почему происходят такие трагедии, как в Норвегии, может быть очень много, редко когда их можно объяснить только одной причиной. В Латвии самым острым выражением ненависти было избиение людей с другим цветом кожи или осквернение кладбищ, но сейчас нет опасений, что здесь могут повториться норвежские события.
Меня больше беспокоят заявления политиков в общественной среде. Если такие партии как Visu Latvijai! попадут во власть, общество воспримет это как возможность выражать более радикальные взгляды. Жаль, что латвийские политики до сих пор уделяли слишком мало внимания выражению ненависти. Хотя и началась дискуссия о мультикультурализме, это очень поверхностное и безответственное бросание словами. В Латвии мало экспертов и политиков, которые понимают мультикультурализм и способны о нем компетентно рассуждать.
Если оценивать отношение жителей Латвии к иммигрантам, то оно закрытое и нетерпимое. Об этом говорят различные исследования, которые показывают, что люди предпочли бы видеть иммигрантов только в качестве туристов».