Учебный год завершен, и «МК-Латвия» задала министру образования и науки Роберту Килису три вопроса о будущем наших детских садов, школ и вузов. Кому из педагогов повысят зарплату в новом учебном году? Какую помощь получат родители школьников, страдающие от дороговизны учебников? Состоится ли перевод русский детских садиков на латышский язык обучения? В должности министра Роберт Килис предложил системе образования обширные реформы. Его самой знаменитой идеей было продлить учебный год до Лиго, одновременно увеличив зимние каникулы. Однако «МК-Латвию» интересовало то, что министр предпринял для решения более приземленных проблем порученной ему сферы. Как жить учителям? – Педагоги Латвии открыто говорят, что не могут качественно учить детей, получая нынешние зарплаты. Как министерство решает проблему оплаты труда учителей? – Знаете, я не считаю целесообразным механически повышать зарплаты. Увеличение заработка должно быть связано с улучшением качества работы педагога. У нас есть инструменты, которые помогают это качество оценивать. – Что это значит? – Сейчас в Латвии готовятся поправки к государственному бюджету, благодаря которым мы сможем поднять зарплаты 6000 педагогов. Министерство предлагает повысить самые низкие ставки по всей системе образования как минимум на 10%. Также на 10% вырастет заработок учителей двух высших категорий. Это коснется не только общеобразовательных, но и профессиональных, спортивных и художественных школ страны. Чем выше квалификация работника, лучше его результат – тем выше зарплата. – Средства на эти цели уже выделены? – Понимаете, число детей в Латвии уменьшается, поэтому на каждого ученика приходится больше финансирования, чем раньше. Появляется разница в средствах, которую можно перераспределить в пользу увеличения зарплаты педагогов. Это реально без дополнительных вливаний из государственного бюджета. Но мы будем просить у правительства повышения целевых дотаций, чтобы уже в 2013 году прибавить зарплаты учителям самой массовой 3-й категории. Как жить родителям? – Господин министр! Родители школьников жалуются на завышенные цены на учебные материалы. Доходит до смешного: рабочая тетрадь на 100 страниц стоит 8 латов. За эти деньги можно напечатать глянцевый журнал! Как вы собираетесь бороться с издателями? – Для начала наше министерство работает над восстановлением финансирования учебных материалов до прежнего уровня. Напомню, что раньше школьные библиотеки получали по 7 латов в год на каждого ученика, во время кризиса эти дотации были урезаны до 2 латов. В следующем учебном году мы снова их повысим. – Но вопроса дорогих учебников это, простите, не решит. – Мы хотим ввести новую систему сотрудничества с авторами таких материалов. Министерство могло бы покупать книги профессиональных авторов и выкладывать их в сети. Для этого уже нынешним летом мы поменяем правила Кабинета Министров, исправив само определение того, что является учебным материалом. Сейчас в эту категорию попадают только печатные книги, но она будет пополнена и цифровыми материалами. После этого мы сможем объявлять конкурсы на изготовление электронных учебных материалов. Финансирование для этой программы последует, скорее всего, в следующем году. – Как это облегчит жизнь родителей? – Планируем, что они получат возможность распечатывать рабочие тетради для школьников из интернета. Мы разместим эти материалы в открытом доступе, услуга будет бесплатной. Нельзя за такое брать деньги! – Частый случай: учитель написал книгу и навязывает ее школьникам – мол, учиться можно только по этому материалу. Можно ли это изменить? – Недопустима ситуация, когда у родителей школьников или студентов нет альтернативы. Это все равно что сказать: «Писать на доске можно мелом только вот этой фирмы!» В любом случае ученики должны иметь право выбора. Для этого мы и предусматриваем создание центра цифровой учебной информации в интернете. – Что делать родителям, дети которых учатся по альтернативным материалам, но получают за это двойки? – При министерстве имеется Центр содержания образования, Служба управления качеством образования. Эти учреждения принимают жалобы в описанных вами случаях. Омбудсмен Юрис Янсонс также просил родителей сообщать об учителях, заставляющих родителей раскошеливаться на определенные учебники. Принцип один: если школьнику не дано права выбора – это повод жаловаться! Как жить русским дошколятам? – Зимой представители Национального блока предлагали перевести русские детские садики на латышский язык обучения. Чем закончилась эта нездоровая инициатива? – Я был тем человеком, который пришел в правительственный коалиционный совет и заявил, что такое новшество недопустимо без консультаций с экспертами и родителями. Монолингвистические детские сады, это дело прошлого. Иностранные языки нужно учить в любом случае, даже в латышских садиках! – Каким был официальный вывод министерства? – Мы рекомендуем, чтобы с русскими детишками одновременно работали два педагога – учителя русского и латышского. Ребенку должна оказываться поддержку на понятном для него языке, и этот вопрос обсуждению не подлежит. Как видите, сегодня никто не собирается переводить садики на государственный язык, речь идет только о билингвальном обучении. Материал подготовлен при помощи передачи «Действующие лица» радио «Домская площадь
|